Не секрет, что наши дороги – одни из самых плохих в мире. Причина, конечно, не только в климате или недостатке средств, но также и в технологии. Вот, скажем, в Финляндии, где климат такой же, как у нас, дороги великолепные. Так чего же не хватает нашим строителям?
Как рассказал ведущий эксперт по дорожному строительству Илья Войлоков из Санкт-Петербургского политехнического университета, самые нагруженные федеральные дороги во всем мире делаются из бетона. В США 60% бетонных дорог; в Австрии – 46%; в Германии – 38%; а в России всего 3%. Да, такие дороги на 80% дороже в изготовлении, чем асфальтовые, зато первые 12 лет не требуют вообще никакого ухода, а всего служат как минимум полвека. Тогда как асфальтовые дороги требуют ремонта через каждые 3–4 года. С учетом этого бетонная и асфальтовая дороги уравниваются в цене через 8 лет эксплуатации.
Трудно представить, что наши чиновники не знают таких простых вещей. А причина, почему на наших дорогах лежит именно асфальт, прозаична – чем больше ремонта, тем больше денег для распила. Вы спросите, что можно украсть у дороги? Дорога строится так: отсыпка грунта; земляная подушка; сверху два слоя по 25–30 см песчаной смеси с геотекстилем; дальше слой щебня. Каждый материал и действия с ним строго регламентированы СНИПами. Все это раскатывается катками. Затем «подушка» заливается битумом и сверху укладываются три слоя асфальта толщиной 5, 6 и 8 см, которые плотно укатываются катками. Что уж говорить о том, что вместо трех слоев асфальта можно положить два слоя, а еще проигнорировать один из слоев песка с геотекстилем. Можно и не то сделать – никто не заметит. Более того, чем хуже дорожники сделают свою работу, тем скорее получат контракт на ремонтные работы.
Несколько лет назад руководительница проектных работ по замене асфальта на МКАД рассказала мне следующую историю. Чтобы асфальт на Московской кольцевой дороге не так быстро протирался в колею, инженеры предложили наполнять его не обычным щебнем, а гораздо более твердым камнем – габродиабазом. Камень завезли в Москву из Карелии и приступили к асфальтированию МКАД. «В эти дни я зашла в гаражный комплекс к своему знакомому, – рассказывала моя собеседница, – и увидела, что полы во всех гаражах посыпаны новеньким габродиабазом. Спросила, где они взяли камень. Оказалось, остановили на дороге самосвалы, заплатили водителю несколько тысяч и получили весь его груз. А что же мы кладем в улучшенный асфальт?».
Источник: http://www.trud.ru/